Дополнительные услуги в гостинице
Дополнительные услуги в гостинице, начиная от завтраков и заканчивая арендой велосипедов, увеличивают рентабельность и демонстрируют заботу о гостях. Доход от продажи допуслуг в среднем составляет 20 – 30 % от общей выручки. MICE-отели реализуют конференц-услуги и приносят еще больше прибыли. Рассмотрим зависимость услуг от «звездности», целевой аудитории и специализации объекта гостеприимства. Порассуждаем, как автоматизировать продажу сервисов, и на какие услуги сделать ставку в 2023 году.
Виды дополнительных услуг в отеле
Яркие эмоции – фактор выбора и причина, по которой отель рекомендуют друзьям. Гостиничные комплексы предлагают не только размещение, но и дополнительные сервисы, которые удовлетворяют потребности гостей. Гостиничные услуги делятся на бесплатные, платные и включенные в стоимость. Поясним на примерах. Предоставить кипяток отель обязан по законодательству, и услуга считается бесплатной. Wi-Fi в номере, постельное белье или косметика в ванной условно бесплатны, так как цена заложена в себестоимость номера и не выделяется отдельно. Декорировать номер для молодоженов или арендовать баню на компанию друзей – платная дополнительная услуга, вынесенная в прайс-лист гостиницы.
В зависимости от формата отеля гости ожидают предоставления дополнительных услуг разных категорий: химчистку, камеру хранения, транспорт, ресторан, парикмахерскую. Постояльцы охотно берут в прокат инвентарь, заказывают билеты на развлекательные мероприятия, отдыхают в казино, арендуют площадки для спорта и выставок. Тенденция гостиничной индустрии – предлагать дополнительные сервисы без размещения.
Дополнительные услуги классифицируют по целевой аудитории, сегменту цен и функциональности, делятся на базовые и специализированные. Базовые, к примеру мини-бар, парковка и Интернет, универсальны и подходят для большинства типов размещения. Специализированные зависят от инфраструктуры отеля и ориентируются на определенную категорию гостей, например на бизнес-туристов или спортсменов. Организация дополнительных услуг зависит от звездности: в «пятерке» беллбой отнесет багаж в номер, и гость сможет отдохнуть у бассейна, а в гостинице с одной звездой не будет ресторана.
Примеры дополнительных услуг
Питание — пример распространенной дополнительной услуги в отелях. Гости выбирают между кафе, рестораном и баром с обслуживанием по меню. Помимо системы a la carte гости заказывают завтраки, обеды и ужины в формате «буфет» или с доставкой в номер. Последний вариант ценят путешественники, которые предпочитают питаться в уединении. Доставка в номер бесплатна или облагается дополнительной платой – как решит руководство гостиницы.
Востребованная услуга в коллективных средствах размещения – постановка граждан РФ или иностранцев на учет в МВД. Гостиницы помогают соблюсти законные требования и правила нахождения в стране. Стоимость варьируется в пределах 300 – 500 рублей за человека. Российских граждан, зарегистрированных в том же субъекте РФ, не нужно ставить на учет, поэтому чаще за сервис платят иностранцы – зарубежные гости встают на миграционный учет в течение рабочего дня.
Людям, которые поддерживают физическую форму и заботятся о здоровье, отели предлагают фитнес-центры с физкультурно-оздоровительным оборудованием, тренажерными залами, бассейнами и услугами персональных тренеров. Гости самостоятельно занимаются спортом, записываются на групповые занятия, посещают сауны, солярии и спа-центры.
Развлекательная программа также влияет на выбор клиентов и удовлетворенность сервисом. Гостиничные комплексы соревнуются в области развлечений: организуют живую музыку, дискотеки, шоу-программы и тематические вечеринки. В борьбе за внимание отели приглашают на экскурсии и спортивные мероприятия, устраивают игровые зоны для детей.
Для бизнес-путешественников отели сдают в аренду конференц-залы, оборудованные видео-конференц-связью и техникой для видеозаписи, предлагают услуги бизнес-центра: копирование, сканирование и факсимильную связь. С поддержкой отеля гостю проще организовать конференцию, семинар, презентацию или деловую встречу.
Проведем анализ дополнительных услуг в гостинице. Рассмотрим, как зависят ассортимент и виды сервисов от формата отеля.
Тип отеля, название и адрес | Место оказания услуги | Примеры услуг | |
---|---|---|---|
Классический отель | «Гельвеция» ул. Марата, 11, Санкт-Петербург |
Рестораны и бары | Завтрак «шведский стол», питание по меню |
Номера | Wi-Fi в номере, звонок-напоминание в качестве будильника | ||
Reception | Регистрация иностранных граждан, визовая поддержка | ||
Другие общественные зоны | Чистка обуви, камера хранения, прачечная, химчистка, глажка одежды | ||
Спорт-отель | «Золотой Ручей» Заречная дор., 19, Санкт-Петербург |
Спортивные площадки | Бассейн, крытые теннисные корты, спортзал, групповые занятия в фитнес-клубе |
Рестораны и бары | Спортивные трансляции | ||
Конференц-отель | «Corinthia St Petersburg» Невский пр., 57, Санкт-Петербург |
Залы для мероприятий | Аренда переговорной комнаты и конференц-зала, услуги бизнес-центра |
Парковка | Подземный паркинг | ||
Курортный отель | «Всесезонный курорт «Игора» ул. Всесезонная, 1, платформа 69-й км, Приозерский район |
Территория курорта | Горнолыжные склоны с трассами, пляж, трассы для ватрушек и беговых лыж. Вейкпарк, ледовый дворец, бассейн, фестивали, концерты |
Загородный клуб/СПА-отель | «БОР 812» Приморское ш., 385, Санкт-Петербург |
Банный комплекс | 8 бань, парилка на одного, массажный кабинет, банное меню, СПА-процедуры |
С увеличением объема снижается качество. Закономерность объясняется тем, что при организации новых дополнительных услуг отель привлекает внимание к характеристикам сервисов и старается хорошо себя зарекомендовать. Когда список расширился, отельеры утрачивают энтузиазм, из-за объема контроль ослабевает, и качество снижается.
Сохраняйте специализацию и не относитесь к списку услуг формально, закладывайте сервисы еще на этапе проектирования и строительства. Когда планируете развитие бизнеса, учитывайте эту отрицательную тенденцию и исходите из интересов постояльцев.
Анализ зависимости услуг от типа гостиницы
Проанализируем, как предоставление дополнительных услуг зависит от целевой аудитории и количества номеров. Например, для бизнес-путешественников услуги конференц-залов играют решающую роль: 2 из 3 гостей, находящихся в командировке, пользуются сервисами. Детские клубы и развлекательные программы для детей также набирают популярность. Больше половины семей с детьми выбирают отели, предлагающие подобные услуги.
Возрастает популярность фитнес-центров, спортивной инфраструктуры, специальных пакетных предложений для спортивных команд, физкультурно-оздоровительных услуг. Для спортсменов в 100 % случаев это необходимая среда во время соревнований или сборов. Треть гостей посещает фитнес-залы, даже если постояльцы не тренируются как профессиональные атлеты.
Категория гостиницы | Название и адрес | Особенности расположения | Примеры услуг |
---|---|---|---|
Свадебный отель, отель для молодоженов | «Официальная гостиница государственного музея «Эрмитаж» ул. Правды, 10, Санкт-Петербург |
Культурный центр города, 3 км до «Эрмитажа» | Выездная регистрация, свадебная фотосессия в интерьерах, номера для молодоженов, свадебные сборы в номере, церемония бракосочетания, романтический завтрак в номер |
Отель для спортсменов | «Отель Парк Крестовский» Северная дорога, 12 Б, Санкт-Петербург |
Около КСК «АРЕНА» и стадиона «Газпром Арена» | Олимпийский велотрек и 4 теннисных корта в соседнем здании, прачечная, залы для пресс-конференций и собраний, парковка для легковых машин и автобусов, шаттл до станции метро «Крестовский остров» и обратно |
Оздоровительный отель и санаторий | «Сестрорецкий курорт» ул. Максима Горького, 2, Сестрорецк |
Загородный объект на парковой территории площадью 40 га | Оздоровительные и лечебные процедуры, грязелечебница, курортная поликлиника, центр с медицинскими программами, бассейн и водолечение |
Бизнес-отель для деловых мероприятий | «Novotel Saint Petersburg Centre» ул. Маяковского, 3A, Санкт-Петербург |
Около Московского вокзала, метро «Маяковская» и Невского проспекта | Помещения для деловых встреч, бизнес-ланч, конференц-зал, бизнес-центр, синхронный перевод, аренда светового и музыкального оборудования, конференц-фойе |
Семейный отель | «Репино Cronwell Park Отель»Приморское шоссе, 394 Б, п. Репино | Курортный район, берег Финского залива | Две игровые площадки, анимация, мастер-классы, детские дни рождения, детский клуб, прокат инвентаря, детское меню |
Предпосылкой к увеличению количества услуг служит размер гостиничного предприятия. Большие отели часто располагают на территории рестораны с кухней разных стран и предлагают виды обслуживания на выбор.
В проекте крупного отеля проще предусмотреть спортивные и развлекательные объекты: тренажерные залы, спортивные площадки, спа-центры и даже физкультурно-оздоровительные комплексы поблизости. Гостям предоставляют услуги «под ключ» на территории гостиничного комплекса. В области конференц-услуг преимущества получают отели от 200 номеров с тысячами квадратных метров event-площадей.
Мини-отели и гостиницы среднего размера предоставляют услуги обслуживания в номерах и консьерж-услуги. К примеру, можно наладить сеть партнеров по дополнительным услугам и предлагать экскурсии, прогулки на катере, квесты и развлечения. Как правило, мини-отели фокусируются на основной услуге — размещении.
Организация основных и дополнительных услуг регламентируется внутренними положениями предприятия, договором между гостиницей и гостем, законодательством и нормативными актами. К последним относят законы «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности»; «Положение о классификации гостиниц».
Как повысить продажи дополнительных услуг
Чтобы увеличить доходность отеля, в качестве стратегии часто выбирают продажу дополнительных услуг. Задачу развития дополнительных услуг решают поэтапно.
- Анализируем аудиторию и изучаем предпочтения, чтобы понять, какие сервисы востребованы.
- Готовим список дополнительных услуг. Определяем, какие сервисы предлагать, проводим анализ спроса. Узнаем, что востребовано, и фокусируемся на развитии. Создаем привлекательные пакеты.
- «Упаковываем» и представляем услуги. Разрабатываем маркетинговые материалы и рекламные кампании по продвижению. Представьте сервисы в выгодном свете, подчеркните ценность для гостей.
Средства автоматизации
Технологии автоматизируют и упрощают продажи. Внедрите онлайн-бронирование и персонализацию предложений, чтобы улучшить клиентский опыт и сделать предзаказ проще.
Пример решения — платформа HotBot.ai — улучшает взаимодействие с клиентами и оптимизирует предоставление дополнительных услуг. С помощью веб-интерфейса гости заказывают и оплачивают услугу или товар онлайн, скачивать мобильное приложение не требуется. HotBot.ai предоставляет чат-ботов, витрины услуг и «умные» рассылки, основанные на данных из системы управления отелем.
После регистрации гость получает доступ к удобствам, например, к обслуживанию в номере, заказу трансфера и посещению SPA. HotBot.ai автоматически предлагает услуги во время проживания, но связь не прерывается и после выселения. Платформа продолжает общаться, задает вопросы и получает обратную связь. Задача HotBot.ai — предоставить гостям опыт комфортного проживания, а отелям – продвинуть и продать услуги через «онлайн-магазин».
Что предложить в 2023 году
Тенденции отражают предпочтения и ожидания гостей: бесплатный Wi-Fi, акцент на здоровом образе жизни, интерактивные технологии и персонализированный сервис. Порассуждаем, какие сервисы предложить постояльцам в 2023 году.
- Детские услуги. Сервисы для семей с детьми: аренда детской кроватки и услуги няни.
- СПА-процедуры. Массаж, ароматерапия, гидромассажные ванны, обертывания и другие процедуры для расслабления и оздоровления.
- Беседки и открытые площадки. Места для досуга на свежем воздухе, аренда беседок, пикниковые зоны, пространства для барбекю. Мебель, грили, посуда.
- Инвентарь для активного отдыха. Велосипеды, лодки, снаряжение для рыбалки, пляжные принадлежности. Подберите ассортимент, соответствующий окружающей местности и предпочтениям гостей.
- Развлечения и игры. Игровые приставки, настольные игры, бильярд, настольный теннис. Создайте зону отдыха с мебелью и техникой для просмотра фильмов и спортивных мероприятий.
- Питание. Дайте возможность заказывать еду и напитки. Речь о ресторане, сервисе доставки в номер, опции take-away. Предусмотрите меню для завтраков, обедов и ужинов.
- Банный комплекс. Русская баня, хаммам, финская и инфракрасная сауна. Обеспечьте гостей полотенцами, халатами и тапочками.
- Экскурсии и туры. Сотрудничайте с местными туристическими агентствами. Предлагайте экскурсии, фестивали и концерты.
Некоторые сервисы теряют популярность. Уходят в прошлое телевидение и фильмы по запросу в номер. С развитием потокового видео и платформ онлайн-трансляций гости смотрят кино и передачи по подпискам на лэптопах, планшетах и телефонах либо выводят контент на экран гостиничного телевизора. Снижается спрос на услуги бизнес-центра: постояльцы работают в комнатах или пользуются общедоступными зонами с Wi-Fi. Теряют востребованность услуги, которые нельзя заказать онлайн: на сайте при бронировании номера, через web-сервисы после заселения, с планшета или интерактивного телевидения в номере.