Образовательный туризм
Образовательный туризм — это выездной студенческий форум, школьный обмен или зарубежные курсы иностранного языка. Учащиеся путешествуют в соседние регионы или выезжают за границу. Дети и взрослые посещают многодневные экскурсии, сотрудники проходят стажировку, студенты учатся в иностранных вузах. В статье мы выделим подходы к трактовке культурно-образовательного туризма, рассмотрим особенности, задачи и направления, расскажем об истории и перспективах развития.
История образовательного туризма
В Древней Греции к великим философам — Сократу, Аристотелю и Платону — из македонских лесов, с лугов Апеннинского полуострова и островов Эгейского моря приходили пешком и приплывали на галерах ученики. Древний мир сменило Средневековье, и в XI — XIV веках открываются первые европейские вузы. Состоятельные семьи из Нормандии, Рима и Лондона отправляют детей в Болонский, Оксфордский и Парижский университеты.
В России моду на образование за границей ввёл Пётр I. В 1697 году царь с вельможами направляется в турне по Европе, чтобы научится строить корабли и познакомится с правителями и учёными мужами. С тех пор русские дворяне отправляют детей учиться во Францию, Германию и Англию.
В XX веке мир разделился на два блока. Юноши и девушки из СССР приезжают по обмену в Чехословакию, Венгрию, Болгарию и ГДР. Реже советские школьники и студенты отправляются во Францию и Италию. Иностранную молодежь приглашают в города-миллионники. Юных путешественников координирует общество «Спутник».
С развалом СССР образовательный туризм претерпел децентрализацию. «Спутник» утратил значение. С 1990 года в России появляются международные программы мобильности по обучению и обмену студентами. Коммерческие фирмы предлагают посреднические услуги: помогают поступить в иностранный университет или записаться на курсы.
Подходы к трактовке
Исследователи выделяют экономический, деятельностный, потребностно-ориентированнный и комбинированный подход.
Деятельный подход. Всемирная туристская организация рассматривает деятельность с точки зрения возможности посетить курсы или пройти стажировку. Образовательный туризм связывают с деятельностью путешественников во время поездки.
Экономический подход. С точки зрения экономики, образовательный туризм — это потребление туристических товаров и услуг, которые включают транспорт, аренду жилья, питание и развлечения. Отрасль приносит большую часть доходов в бюджет Турции, Мальты и Таиланда. Экономический подход подробно описывает А.Р. Лебедев.
Потребностно-ориентированный подход. Турист посещает экскурсии и мастер-классы, чтобы удовлетворить любознательность и расширить кругозор. И.В. Зорин и В.А. Квартальнов рассматривают теорию вопроса в книге «Энциклопедия туризма».
Комбинированный подход. А.В. Щербина рассматривает образовательный туризм с точки зрения отдыха и обучения. Участники учатся или повышают квалификацию. Д.Ш. Сангинов устанавливает временные рамки поездки: от пятнадцати дней до трёх месяцев. В.Ю. Воскресенский считает, что образовательные туры подразумевают выезд за границу.
Особенности образовательного туризма
Образовательный тур позволяет получить новые знания и навыки. Основной признак образовательного туризма — обучение. Выделим дополнительные характеристики.
- Продолжительность — от двух недель до трех месяцев.
- Культурно-образовательный туризм, как правило, дороже рекреационного отдыха.
- По итогам тура, за исключением экскурсионных поездок, учащийся получает диплом или сертификат.
- Обучение или повышение квалификации носит системный характер.
- Больше половины участников — молодёжь 20 — 35 лет.
- Учёбу за границей оплачивает государство или родители.
Задачи
Цель образовательного туризма — это обучение. Молодежь едет за границу практиковать иностранный язык, сотрудники промышленных предприятий — обмениваться опытом с коллегами. Рассмотрим задачи образовательного туризма.
- Принять участие в международных форумах, конференциях и симпозиумах.
- Пройти обучение в вузе за границей.
- Усовершенствовать иностранный язык.
- Познакомиться с культурными и природными достопримечательностями.
- Пройти стажировку и получить опыт на предприятии за пределами родного края.


Виды образовательного туризма
Формы туризма включают научно-образовательные поездки, культурно-познавательные мероприятия и экскурсионные путешествия.
- Поездки для изучения иностранного языка и других дисциплин.
- Выездные семинары, конференции и форумы.
- Учебные стажировки на предприятиях.
- Экскурсии на промышленные объекты.
- Туристические поездки по городам и природным заповедникам.

Перспективы развития образовательного туризма в России
Российские студенты участвуют в конкурсных отборах и получают право учиться за границей. Выделим форматы международных программ.
- Договорённости Министерства образования и науки Российской Федерации с зарубежными правительственными учреждениями.
- Контракты между вузами.
- Самостоятельная подача документов и прохождение конкурса в зарубежном вузе.
- Грант иностранной организации.
- Коммерческая основа.
С 2018 по 2022 год более 3000 студентов из России прошли конкурсный отбор в Министерстве науки и образования и получили право учиться за границей. До 2022 года две трети соискателей принимали европейские вузы. Два года назад акцент сменился в сторону азиатских стран. Государственные европейские университеты отказались сотрудничать с Минобрнауки России, однако частные вузы продолжают работу. Развиваются связи с Тихоокеанским регионом, странами БРИКС, Латинской Америкой и Африкой.
Студенты учатся за границей по договорённостям между вузами. Международные программы по академической мобильности Московского государственного университета охватывают 36 вузов из Испании, Италии, Сербии, Китая, Японии, Южной Кореи, Казахстана, Турции и Мексики. В 2024 году студенты Санкт-Петербургского государственного университета учатся в Индии, Японии, Южной Корее, Индонезии, Аргентине и Казахстане.
Детский образовательный туризм
В 2023 году в России стартовала федеральная программа по развитию детско-юношеского образовательного туризма «Классная страна». Агентство стратегических инициатив разработало платформу klassnayastrana.ru, которая предлагает школьникам региональные туры по пяти направлениям: история и патриотизм, культура, экология, спорт и здоровый образ жизни, наука.

Цели «Классной страны» — развить детский учебно-познавательный туризм в регионах и интегрировать экскурсии с обучением. Сайт предлагает программы в двадцати двух субъектах федерации, в том числе в Карелии, Санкт-Петербурге, Тамбове, Дагестане, Иркутске и на Камчатке.
«Пушкинская карта»
В 2021 в России стартовал проект «Пушкинская карта». Карту оформляют молодые люди 14 — 22 лет виртуально и физически в отделениях «Почта банка» и на сайте «Госуслуг». Для выпуска требуется гражданский паспорт.
Ежегодно 1 января в рамках поддержки молодежного образовательного туризма государство перечисляет 5000 рублей. Подросток покупает билеты в театры, музеи, парки и на выставки. На сайтах учреждений появились отдельные ссылки для оплаты «Пушкинской картой». Программа не распространяется на цирк, концерты эстрадных исполнителей, транспорт и проживание в гостинице. Студент тратит не более 2000 рублей на кино. Количество покупок за календарный год не ограничено. Если остаток на счете меньше цены билета, учащийся не сможет оплатить часть стоимости. Снять деньги с карты не получится. 31 декабря остаток сгорает.
«Пушкинская карта» помогает оплачивать познавательный досуг, когда подросток путешествует по России. По словам министра культуры Ольги Любимовой, в 2023 году девять с половиной миллионов человек оплатили «Пушкинской картой» тридцать миллионов билетов.